Язык

Вход в систему

Включите javascript для входа через mail.ru

Почему в Казахстане постоянно растут тарифы на коммуналку?.



Именно этим вопросом из года в год задаются жители нашего города и всей страны. Как известно, с нового года всю страну «сотрясла» новость о том, что отныне государство «умывает руки», то есть больше не участвует в регулировании цен на услуги предприятий, доминирующих на рынке услуг, в том числе и жилищно-коммунальных услуг. Это заявление прозвучало на волне возмущения горожан по поводу традиционного повышения коммунальных цен. <--break- />«Поплыли» на тарифах
И тарифы действительно стремительно «поплыли» вверх: начиная с этого года АО «Усть-Каменогорские Тепловые сети» подняло стоимость на услуги подачи тепла и горячего водоснабжения — для населения, не установившиего общедомовые приборы учета тепла — на 24,8%, для бизнеса более 48%. Вслед за этим повысилась и стоимость электроэнергии в ТОО «Шыгысэнерготрейд», теперь потребители по новому тарифу будут платить на 5,5% процента больше, чем ранее. Более того, предприятие снова планирует подать заявку на увеличение тарифа. Ибо теперь для этого есть благодатная почва – принятие очередного антинародного закона, где отныне государство больше не участвует в ценовом регулировании рынков, за исключением четырех сфер — железнодорожный транспорт, электроэнергетика, газоснабжение и аэропортовые услуги, где цены ещё будут регулироваться до 2020 года. А пока существует правовой вакуум, старый закон уже не действует, а порядок применения нового ещё не разработан, можно повышать стоимость электричества практически бесконтрольно.
А уже с 1 июня ожидается увеличение стоимости на холодную воду в ГКП «Өскемен водоканал». Новый тариф, в первую очередь, «ударит» по кошелькам тех, у кого отсутствует прибор учёта воды.
Если суммировать все вышесказанное, то можно с уверенностью сказать, что «коммунальщики» с каждым годом все больше «радуют» жителей города новыми квитанциями с новыми цифрами, у некоторых эта цифра размером с зарплату. 
О том, как выжить обычной среднестатической семье в таких условиях, говорить не принято. В некоторых семьях расходы уже давно превышают доходы, и ни о каких 143,6 тысячи тенге (средняя заработная плата по Казахстану – прим. авт.), они слыхом не слыхивали. Так уж вышло, что не вращаются эти простые смертные в «избранных кругах», оттого и не знают сроду как нужно «правильно» разговаривать с «правильными» людьми, да и воспитаны они как-то «неправильно» Но, эта уже другая история. 
А вот, что обо всём этом думает простой народ:
«Высшая политэлита живет для себя. Все что вводят — только в своих интересах. Ведь хозяева монополистов — известные богатеи, им все мало», — считает Екатерина С.
«Итак, треть зарплаты идет на коммуналку, куда еще дальше повышать? Дальше придется не кушать, чтобы оплатить все услуги», — говорит Юрий Егоров.
«Заплати налоги, коммунальные услуги и умри?» — задается вопросом Александра.
«Почему коммунальщики вообще берут деньги? Ведь все им досталось от СССР, и трубы и котельные, и ТЭЦ, и столбы с проводами. Они все взяли на «халяву», и мало, что не модернизировали, а деньги берут так, будто бы они все это сделали. 
Уверен, если бы не наследие от Союза они шиш бы наладили работу всей инфраструктуры в стране в таком объеме», — полагает Виктор Л.
Вопрос о справедливости ценовой политики, устанавливаемой монополистами, общественность страны поднимает давно, но только для элиты это — лишь пустой звук. 
— Антимонопольный комитет не знает, насколько объективны существующие и тем более запланированные на 2017 год тарифы ЖКХ, — заявил в интервью республиканским СМИ, известный экономист Петр Своик. — Объективность расчетов монополистов никто не проверяет, они сами отчитываются перед антимонопольным комитетом, предоставляют цифры, и комитет как бы утверждает эти цифры. Новые тарифы утверждены в той же логике.
У КРЕМиЗК (Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – прим. авт.) есть мало-мальски объективные данные о том, сколько денег предприятиям в сфере ЖКХ не хватает на то, чтобы снизить износ инфраструктуры.
Однако, примерно 25% тарифной ставки — это то, что монополисты присваивают себе. Эти средства идут не на развитие компаний, а это их личная доходность, полученная за счет непрозрачности этой отрасли.
По мнению Петра Своика, так называемые предельные тарифы на коммунальные услуги в Казахстане находятся на пределе финансовых возможностей большей части населения: «Тарифы с точки зрения устранения износа и расширения мощностей инфраструктуры необходимо повышать, но у потребителей платить за это нет возможности. Если же принимать во внимание объективные критерии, например, какую долю в расходах населения занимает коммунальное обеспечение, то публичных данных об этом нет».
Население, которое еле-еле сводит концы с концами, мягко говоря, было огорчено следующим заявлением с высоких трибун: «К концу 2019 года коммунальные тарифы в Казахстане вырастут на 80 процентов». 
— Одним из новшеств, которое направлено, прежде всего, на стабильность ситуации для потребителя, является переход на долгосрочный тариф, — сказал экс-председатель Комитета по регулированию естественных монополий Серик Жумангарин. – При моделировании оплаты услуг использовалась квартира площадью 44 квадратных метра и стандартными параметрами потребления услуг. Предполагается, что максимальный вклад в инфляцию составит 1,2 процента. При этом средний чек на квартиру будет расти от 8,2 тысячи тенге за квартиру до 14,7 тысячи тенге к концу 2019 года, что составляет 80 процентов.
Если казахстанцы выступают в качестве спонсоров для компаний-монополистов, то возникает встречный вопрос: где закономерное внедрение новых технологий, модернизация оборудования и производственных процессов, повышение производительности труда, увеличение объёма средств в инвестиции и т.д.?

А были ли инвестиции?
В программе развития территории Усть-Каменогорска на 2016-2020 годы, утвержденной сессией городского маслихата № 13/4-VI от 23 декабря прошлого года, говорится, что «степень износа сетей (ТОО «АЕS Усть-Каменогорская ГЭС», ТОО «Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «Согринская ТЭЦ» — прим. авт.) составляет 71,5%, степень износа подстанций — 76,8%». 
Из официальной информации следует, что за 25 лет ничего не делалось для обновления изношенных сетей и модернизации оборудования. Иначе, как объяснить столь высокий процент изношенности? А ведь за это время неоднократно поднимались тарифы, мотивируя это тем, что деньги пойдут на инвестиционные нужды предприятий-монополистов. К примеру, по информации АО «УК ТС», в период с 1997 года повышение тарифа для предприятия было произведено 17 раз. 
Что касается теплоэлектростанций – Усть-Каменогорская ТЭЦ и Согринская ТЭЦ, то и здесь не все так гладко. В вышеназванном документе сказано, что «основные проблемы предприятий это — сокращение финансирования отрасли, сворачивание программ развития вследствие ухудшения экономической ситуации, высокая степень износа тепловых сетей теплоэлектростанций — 67%, нормативные потери теплоэнергии составляют 17,81%, доля сетей, требующих капитального ремонта — 41%». А ведь для УК ТЭЦ тариф за 20 лет повышался 13 раз, но при этом, как сообщили нам на станции, за последние 10 лет убыток от производства тепловой энергии составил 4,6 млрд. тенге. 
Главным предприятием, осуществляющим деятельность в области водоснабжения и водоотведения, является ГКП «Оскемен Водоканал». И здесь существуют свои трудности. Это неудовлетворительное состояние сетей водоснабжения, износ — 61,34%, высокий уровень потерь воды на сетях по городу — 19%, недостаточность государственных и частных инвестиций в строительство новых систем водоснабжения и реконструкцию существующих и кроме того высокая степень износа канализационных сетей города – 73,69% находятся в неудовлетворительном состоянии.
Проще говоря, случись какая-нибудь крупная авария в областном центре и Усть-Каменогорск встанет. Наш город срочно, даже незамедлительно нуждается в «коммунальной перезагрузке», потому что изношенная система не будет ждать, когда же эдак к 2020-му году найдутся денежные средства (или потребителей в очередной раз будут «потрошить»), возьмет себе и рванет, и что тогда? В конечном итоге опять будет страдать простой народ.
— Понятно, что сети нуждаются в серьезных восстановительных работах. Понятно и то, что в период с 1990 по 1998 годы был такой развал, что сетями никто не занимался, — подчеркивает директор ТОО «ЦентрЭнергоЭкспертиз» Александр Хасис. — Они (энергетические компании – прим. авт.) выживали, как могли. Затем пришла к управлению американская компания, и ясно, что цель у нее была одна – не восстановить наши сети, а получить прибыль и не потерять деньги за реализацию электрической энергии. Естественно, что они тоже ничего не делали, и я лично помню высказывание Ивана Чонкова, тогдашнего президента АО «ВК РЭК», когда он сказал, что наша задача, чтобы до 2014 года сети простояли, а дальше нас здесь уже не будет. Придя к управлению, компания «Самрук-Энерго» столкнулась с тем, что сети физически и морально устарели, что надежность и пропускная способность этих сетей низкая, то есть необходимо провести модернизацию, капитальные ремонты сетей, и их текущие ремонты, и работы, связанные с автоматизацией систем учёта, и строительство новых сетей. 
Но где взять деньги на это? Меня лично очень не устроит, если деньги возьмут в банке, потому что я прекрасно понимаю, что, если «Самрук-Энерго» возьмет в банке кредит, проценты потом, несомненно, лягут на мой тариф. 
Поэтому беря деньги на развитие электрических сетей у населения, мы должны назвать их потребительскими инвестициями, предусмотрев при этом возможность каждого участника такого инвестиционного проекта вернуть вложенные им деньги. Вот тогда это и будет честно и справедливо.

Снижение тарифов – это из области фантастики
Справедливости ради, отметим — какие новые технологии были внедрены монополистами, за тот период, что они находятся у руля.
Так, «Оскемен Водоканал» предлагает решить проблему «с душком» совершенно новым способом. И на этот раз не будет никакой ароматизированной пушки, распыляющей запах лимона. В частности, благодаря канадской установке «мокрый барьер» с устройством автоматической дозировки концентрата, системой подачи и подготовки воды на иловых площадках очистных сооружений, зловонные запахи с очистных сооружений больше не будут проникать в город. 
— В инвестиционную программу «Оскемен Водоканал» на 2016 — 2021 годы включено приобретение и установки «мокрый барьер», которая поможет устранить неприятный запах в Усть-Каменогорске, особенно в летнее время. Также на некоторых водозаборах области установят новую систему обеззараживания воды экологически безопасным методом электролиза, проводится модернизация насосных станций, — рассказал директор Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО Кайрат Уразбаев. 
По словам авторов проекта, канадская технология будет не просто маскировать неприятный запах, а полностью уничтожит его носителей, благодаря особому раствору из эфирных масел и органических соединений, извлечённых из растений. 
Как нам сообщили в ответе на наш запрос АО «УК ТС» на предприятии «для снижения себестоимости услуг и повышения производительности труда используются новые технологии, такие как: при строительстве новых тепловых сетей применяются предизолированные трубы из пенополиуретана; при выполнении капитальных и текущих ремонтов тепловых сетей используются новые теплоизолирующие материалы, такие как «Север» и вспененный каучук с низким коэффициентом теплопроводности, что позволило снизить тепловые потери в тепловых сетях и снизить себестоимость тепловой энергии; также на насосном оборудовании устанавливаются частотные приводы, что способствует снижению потребления электрической энергии на производство и передачу тепловой энергии».
О выполнении своих инвестиционных программ нам рассказали также и УК ТЭЦ, и Оскемен-Водоканал, а ВК РЭК порекомендовал посмотреть все эти сведения на сайте компании. Также мы адресовали запрос в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции:
«Учитывается ли Департаментом при рассмотрении и утверждении тарифов для естественных монополий такой фактор – что предпринимается монополистом для повышения производительности труда и снижения себестоимости тепловой и электрической энергии, водоснабжения, канализации и прочих услуг?».
— В соответствии с внесенными изменениями в Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» инвестиционные программы утверждаются для СЕМ (субъектов естественных монополий – прим. авт.) не менее чем на 5 лет, — отвечает руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО Кайрат Уразбаев. — В связи с этим Департаментом утверждены инвестиционные программы 26 СЕМ на 2016-2020 годы на общую сумму 47 млрд. 173,3 млн.тг, в том числе по регулируемым услугам:
— водоснабжение и водоотведение – 9 СЕМ на сумму 12 млрд. 882, 4 млн.тг.;
— производство, передача, распределение и снабжение тепловой энергией – 21 СЕМ на сумму 14 млрд. 083,024 млн.тг.;
— передача и распределение электрической энергии – 4 СЕМ на сумму 20 млрд. 298 млн.тг.;
— услуги аэропорта – 1 СЕМ на сумму 8,793 млн. тг.
В рамках утвержденных инвестиционных программ запланированы мероприятия:
— ремонт водопроводных и канализационных сетей – 229,11 км;
— тепловых сетей – 45,51 км;
— электрических сетей -736,82 км;
— замена насосного оборудования — 247 ед.;
— реконструкция подстанций и трансформаторов – 268 ед.;
— внедрение АСКУЭ (автоматизированная система управления коммерческого учета электрической энергии) – 69 505 ед. и др.
? Контролирует ли департамент, какие новые технологии, позволяющие решить эту задачу, были внедрены монополистами за последние годы?
В соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ (проектов) субъектов естественных монополий, их корректировок, а также проведения анализа информации об их исполнения, утвержденных приказом Министра национальной экономики РК от 30 декабря 2014 года № 194, основные средства в инвестиционных программах направляются на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, реконструкцию, техническое перевооружение оборудования.
В связи с указанными требованиями к формированию мероприятий инвестиционных программ и в связи с увеличением средств, предусмотренных в тарифе на выполнение инвестпрограмм (принятие долгосрочных тарифов и инвестпрограмм не менее чем на 5 лет), СЕМ в инвестпрограммы стали включать мероприятия с использованием новых технологий.
Так 13 СЕМ, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и электрообеспечения внедрены автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП) и автоматизированная система управления коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ). При этом АО «ВКРЭК» за счет средств инвестпрограммы проводит работы по внедрению 4 уровня АСКУЭ бытовых потребителей.
При замене насосного оборудования на водозаборах СЕМ применяются новые энергосберегающие насосы, что позволяет значительно снижать потребление электроэнергии при подъеме и передаче воды до потребителя более чем на 20%.
Так, например, в инвестиционной программе ГКП «Оскемен Водоканал» на 2016-2021 годы для повышения надежности работы водозаборов «Аблакетский», острова «Казачий» и п.Самсоновка проводится модернизация насосных станций первого подъема в количестве 4 скважины и 2 насосные станции второго подъема. Морально устаревшее оборудование и шкафы управления будут заменены на современное энергосберегающее оборудование марки GRUNDFOS SP, NK, Hydro MPC, что позволит снизить эксплуатационные затраты на замену насосов ЭЦВ и снизит затраты на электроэнергию на 31,6% по вышеуказанным объектам. 
Казалось бы, проведена такая большая работа по улучшению предприятий-монополистов и внедрению новых технологий, но еще 60 миллиардов нужно для полной модернизации «Оскемен Водоканала» и более 100 миллиардов тенге для коренной модернизации ВК РЭК. 
А для УК ТС и вовсе 900 миллиардов необходимо (!). Для сравнения бюджет ВКО на 2017-2019 годы — 304 миллиарда тенге, то есть три областных бюджета необходимо для коренной модернизации оборудования тепловых сетей! 
Сравните эти цифры необходимых для модернизации предприятий средств, превышающие триллион тенге, с утвержденными на ближайшие пять лет инвестиционными вложениями в сумме 47 млрд. тенге. И эта сумма по 26 монополистам, а триллион нужен только для трёх! Значит, нам нужно еще почти 50 лет, чтобы все модернизировать! А за это время модернизированное оборудование уже устареет. И так до бесконечности! 
Недавно АО «ВК РЭК» и ТОО «Шыгысэнерготрейд» ушли с молотка и теперь переданы в частные руки. Будет ли новый владелец заботится о судьбе предприятий, вложит необходимые 100 млрд. тенге, или приоритетным станет повышение тарифов до небес и подсчет доходов – покажет время.
Задали мы и такой вопрос – в чем причина неуклонного повышения тарифов? Есть ли хоть малейший вариант, что тарифы подешевеют?
В УК ТС пояснили, что главной причиной увеличения тарифов является рост тарифа на покупку тепловой энергии от АО «АЕS УК ТЭЦ». Наряду с этим на увеличение тарифа оказал влияние рост цен на используемое сырьё – уголь, ГСМ, электроэнергию, ремонтные и эксплуатационные материалы и реализация утвержденных инвестиционных программ. За 20 лет рост инфляции по республике составил 367%, а тариф УКТС за это время вырос на 255%, — сообщил редакции генеральный директор АО УКТС А. Сурченко.
В свою очередь, руководство УК ТЭЦ видит главную причину повышения стоимости тепловой энергии в росте цен на уголь, составляющем 50% всех затрат. Немаловажный фактор – инфляционные процессы в стране, влекущие неуклонный рост цен на сырьё, материалы и оборудование, необходимое для качественного и бесперебойного снабжения тепловой и электрической энергией. Снижение уровня тарифа возможно исключительно в случае снижения стоимости топлива, снижения налоговой нагрузки, снижения стоимости сырья и материалов, ГСМ и оборудования, необходимого для поддержания станции в рабочем состоянии, — пояснил исполнительный директор ТОО «АЕS УК ТЭЦ» Н. Ельмуратов. При этом он подчеркнул, что тариф на тепло, вырабатываемое на УКТЭЦ, является одним из самых низких в РК. 
Руководитель Департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО Кайрат Уразбаев, отвечая на этот вопрос, отметил, что по закону тарифы должны быть самоокупаемыми, т.е. покрывать затраты субъектов монополии на оказание услуг. 
— Департамент против необоснованного повышения тарифов, но, при наличии экономических предпосылок, тариф должен покрывать все затраты предприятия, необходимые для предоставления качественной услуги в полном объёме и своевременно, — поясняет Кайрат Назарович.
— В 2015 г. нами внедрено новшество – в целях недопущения необоснованного роста тарифов, во всех городских, районных акиматах созданы рабочие группы по тарифообразованию. Мы принимаем решения по утверждению тарифов с учетом экспертных заключений рабочих групп. Это позволяет нам выполнять пункт1 ст. 17 Закона о необходимости проведения экспертизы тарифов. Раньше привлекать экспертов было затруднительно, т.к. оплата им не предусмотрена, — отмечает Кайрат Уразбаев. 
Что же, довольно печальная картина вырисовывается. Тарифы будут продолжать расти. Снижения и не предвидится, это из области фантастики. Вряд ли эксперты-общественники, на которых уповает главный антимонопольщик области, станут мощным заслоном на этом пути. Вон сколько аргументов и расчётов в пользу снижения тарифов приводит самый известный эксперт – председатель ОО «LIFE» Эдуард Датчиков! Но кто к нему прислушивается? Чтобы тарифы прекратили рост, нужна смена всей политики, когда вместо получения прибыли, как сейчас, главной задачей станет неуклонное улучшение жизни народа. А пока остаётся потуже затянуть пояса, и тогда у народа возникнет резонный вопрос: «Где затянуть — на шее что ли?». 
И в завершении высказывание от депутата мажилиса парламента РК Гульжан Карагусовой: «За 25 лет мы научились деньги тратить. А ответить на вопрос — где деньги и где результат? — пока не получается». 

Анжелика Бакирова



Видеоновости

Погода