Вылетел из колеи Закона.



«Независимо от размеров колеи, любой водитель, совершивший ДТП, будет признан судом виновным», – прочитали мы сообщение на одном из новостных сайтов. Такое заявление было сделано на брифинге в специализированном административном суде г. Усть-Каменогорска по итогам работы в 2016 году.О «размере колеи» на брифинге заговорили совсем не случайно. Еще до сих пор у всех на слуху резонансное ДТП, когда водитель легковушки после обильных ноябрьских снегопадов вылетел из колеи по нечищеной дороге по пр. Независимости и угодил прямо под трамвай. Водителя тогда спасло лишь чудо, поскольку машина разбилась всмятку, её зажало между трамваем и столбом. Дело завершилось примирением сторон, подрядная организация «Оскемен Тартiп» выплатила водителю ущерб, и он отказался от своих требований. Пострадавшего поддержали тысячи горожан в ходе сбора подписей под петицией к правительству. А сколько еще из-за гололеда и плохой очистки дорог за эту зиму было совершено ДТП? Даже полиция затрудняется назвать точные цифры. Сводки пестрели такими сообщениями, а соцсети взрывались страшными фото с искореженными авто. 
Теперь судьи особо обратили внимание водителей, что они будут признаны виновными в любом случае. И посоветовали, если дорога плохо почищена, сбавлять скорость, если нужно, хоть до 10 км в час. Или ходить пешком. Даже факт наложения штрафа на подрядную организацию за плохую очистку дороги не спасет. И акт о замере глубины колеи. Все это может играть какую-то роль лишь в гражданском процессе о возмещении ущерба. А что касается нарушений правил движения, то однозначно, если ДТП произошло на плохо очищенной дороге в плохую погоду – виноват водитель. Таково публичное заявление судей. 
Услышав подобное, мы пришли к мнению, что независимо от стажа работы, всех представителей административного суда, наверное, надо попросить уйти в отставку. И вот почему.
Во-первых, еще никто не отменял презумпцию невиновности, закрепленную статьей 10 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». В соответствии с ней, «любой водитель», независимо от размеров колеи и мнения лиц, игнорирующих принципы права, считается невиновным, пока его «ВИНОВНОСТЬ не будет доказана».
А господа из суда противопоставили СВОЕ МНЕНИЕ принципу ПРЕЗУМПЦИИ невиновности. Они заранее уже ПРЕДРЕШИЛИ все судебные процессы? Что значит: любой водитель БУДЕТ признан судом виновным? Нет смысла проводить судебный процесс, пока у судей бытует такое к нам отношение. И можно уже прямо на дороге признавать каждого виновным. А где доказательства именно вины?
В соответствии с юридическим словарем, вина – психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. И именно это требуется доказать в административном процессе.
Возникает вопрос, а как же судьи толкуют любые сомнения в виновности в пользу лица, если они заранее уже все определили и признали всех виновных? Судя по комментарию судей – НИКАК! Незачем толковать сомнения, если сомнений у них нет.
Оставим презумпцию невиновности и перейдем к принципу вины. Тут нас интересует такой момент: «Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена ЕГО ВИНА. Объективное вменение, то есть административная ответственность ЗА НЕВИНОВНОЕ причинение физическим лицом вреда, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ».
Какое право имеет судья заблаговременно категорично утверждать, что он будет всех без разбора привлекать к ответственности, даже если, получается, не будет установлена вина водителя? То есть, он заранее, умышленно, идет на объективное вменение. Что это за судья такой? Впору сомневаться в его компетентности! А ведь, в соответствии со статьей 7 этого же Кодекса, нарушение принципа права влечет даже отмену решений и признание материалов не имеющими силы доказательств!
Мало того, в соответствии со статьей 3 Закона «О дорожном движении», основным принципом дорожного движения является: «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения». И где же в комментарии судей мы видим отражение этого приоритета?
Наше мнение в отношении суда, которому плевать на принципы права: грош-цена такому суду и таким судьям! Они сами ведут страну в противоположном от становления правовым государством направлении. И стоит ли тогда удивляться, что страну все больше лихорадит разного рода всплесками недовольства?
Вместо того чтобы применять принципы права, судьи предлагают ехать 10 км/ч, а если и это невозможно – идти пешком. Хорошо, давайте поставим на стоянки автобусы и пойдем пешком. И пусть идут пешком эти судьи!
Кстати, перед Законом и судом ведь все равны: тогда, если что-то случится в суде, пусть до них добираются пешком пожарные, если суд будет гореть, полиция, если в отношении суда будет совершено противоправное посягательство, и скорая помощь – если кому-то из судей будет нужна срочная госпитализация. Может быть, в этом и будет верховенство Закона?
Агентство правовой
информации и журналистских расследований «Витязь»
 


Фото из социальных сетей



Видеоновости

Погода