Язык

Вход в систему

Включите javascript для входа через mail.ru

КОНЕЦ СКАЗКЕ.



Так уж получилось, что уже три года подряд, именно в ноябре, мы постоянно пишем о положении в поселке оралманов «Шыгыс», расположенном на окраине Усть-Каменогорска. Наверное, получается так совсем не случайно.

 

В первый раз, в 2011 году, мы решили своими глазами посмотреть, как же живут люди в тех картонных домиках, которые построили переселенцам за 5 миллиардов тенге. Как встречают первые холода в жилищных условиях, совершенно неприспособленных для наших сибирских 40-градусных морозов. Способны ли переселенцы платить десятки тысяч тенге в месяц за электроотопление? На эти вопросы должны были, прежде всего, ответить чиновники, облеченные властью, прежде чем начинать строить поселок. Но, похоже, кроме журналистов, эти вопросы никого не интересовали.

Вновь мы наведались в злополучный поселок оралманов в ноябре 2012 года. В мае нынешнего года мы были одними из первых на месте событий, когда в поселке вспыхнул бунт, вызванный массовыми отключениями должников от электроэнергии. И вот, вновь поздняя осень, и мы снова в «Шыгысе».

Присказка

 

А начнем мы наш очередной рассказ о житье-бытье оралманов с присказки. С нее обычно начинается сказка. Вот такую же сказку рассказывали наши власти казахам, волею судьбы проживавшим за пределами Казахстана. Пели ее сладкоголосым пением, словно малышу перед сном сказочную песню про кота Баюна. И убаюкали ведь. Поехал народ с насиженных мест на землю обетованную. И еще бы не поехать! Будут вам и подъемные, и жилье, и работа! Действительно, не жизнь, а сказка!

Надо сказать, что приняв программу переселения оралманов, Казахстан резко поднял свой авторитет в мировом сообществе. У какой страны еще есть такая программа? Разве что у Германии, да у Израиля. Даже Россия так не позаботилась о своих соотечественниках. А Казахстан в этом отношении сразу стал в один ряд с ведущими странами мира.

Конечно, несомненно, что эта программа принималась в чисто политических целях. Абсолютно политический проект первых лет независимости. Такой же, как закон о поддержке пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. Только что провозгласившее независимость государство широким жестом приглашало к себе всех соотечественников. Наверное, будет правильным сказать, что этот проект имел под собой цель изменить и национальные пропорции в стране. Ведь в Советском Союзе Казахская ССР была единственной союзной республикой, в которой коренное население оказалось в меньшинстве. Никакого злого умысла в этом не было. Так сложилось в силу исторического развития, в силу обстоятельств. Но реальность была таковой. И она, естественно, не устраивала руководство уже не союзной республики, а самостоятельного государства. Процесс переселения оралманов наложился на процесс отъезда из Казахстана русских и русскоязычных, что и привело к резкому изменению в национальном составе населения. Эта задача была решена. А вот как были решены другие задачи программы?

Скоро сказка сказывается…

 

Да не скоро дело делается – так гласит народная мудрость. Мы не будем говорить о всей программе переселения оралманов. Поговорим лишь о ее воплощении в Усть-Каменогорске, чему мы являемся непосредственными свидетелями последние три года.

Похоже, что прежний аким города Ислам Абишев совсем не является сторонником всяких народных мудростей. И даже той, которая в названии. И еще одной, которая гласит, что нужно семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Весной 2011 года он радостно провозгласил: «Усть-Каменогорск участвует в программе «Нурлы кош»!

И понеслось. Стройка шла быстро. За несколько месяцев на окраине областного центра вырос унылый поселок абсолютно одинаковых домиков. Интересно, почему все так быстро решалось со строительством этого поселка? То годами составляют проектно-сметную документацию, проходят всякие согласования, экспертизы, а здесь все решалось как по мановению волшебной палочки. Никаких обсуждений, согласований. Прямо как по законам военного времени, на ходу. Никто не задался вопросом – а целесообразно ли компактно расселять в городе сотни людей без соответствующего образования, профессиональной подготовки? Чем они будут заниматься? Не лучше ли предоставить им жилье и работу на селе? Ведь аким области Бердыбек Сапарбаев недавно на пресс – конференции в Астане произвел фурор, предложив раздать пустующие земли, которых в ВКО полно, китайцам для ведения сельского хозяйства. А зачем тогда полтысячи семей оралманов привезли в город?!

Да, можно было расселить оралманов и по районам и селам области. Но тогда самое главное – 5 миллиардов тенге, оказались бы не под контролем городского акима! А в данном случае, судя по всему, и шла битва за деньги – кто сможет ухватить этот лакомый кусок. Проворнее всех оказался Ислам Абишев. Почему он оказался проворнее всех, как ему удалось заполучить столь громадные деньги – это отдельный вопрос, на который ответа пока нет. Кто принимал в Астане решение о возведении поселка оралманов именно в областном центре ВКО – мы тоже не знаем.

В итоге поселок сляпали за полгода. Но вот жизнь в нем оказалась совсем не сказочной.

Карточные домики

 

Первая же зима принесла суровые испытания обитателям поселка «Шыгыс». Как они сами говорят – стены в их домах слишком тонкие. Холодно. А обогреться можно только теплофонами, электричеством. Такой способ обогрева – что мертвому припарок. Ведь в городе уже есть печальный опыт перевода домов на такой способ отопления. В двухэтажных домах по ул. Щербакова еще лет 10 назад тоже установили теплофоны, когда в этом районе закрылась местная котельная. И что? Все эти годы народ там замерзает, а дома стали разрушаться. И это добротные хорошие дома, построенные в советское время.

Совершенно ясно, что электричеством не обогреешься. Любой из нас осенью, когда еще не подключили отопление, пользуется дома электрообогревателями. Возле самого обогревателя еще можно погреться, а чуть дальше – уже холодно. Можно чуть – чуть нагреть одну комнату, если ее закрыть. Стоит выключить обогреватель, как через 10 минут и следа не остается от былого нагрева. Вот так же зимовали оралманы. И другого варианта у них не было. Электрообогрев – удовольствие очень дорогое. Платить по 15-20 тысяч в месяц – это накладно даже для людей со средним достатком. А для безработных? А ведь аким города Ислам Абишев заверял журналистов, что смогут оралманы оплачивать электричество. Мол, платят же другие переселенцы в город за съемную квартиру по 30-40 тысяч тенге в месяц. И оралманы смогут.

Уже сразу было ясно, что построили в «Шыгысе» элементарную халтуру. После первой зимовки это уже было видно наглядно. По всей видимости, первые ростки недовольства оралманов власти погасили, заплатив из бюджета долги жителей поселка за электричество. Как выяснилось позднее, сумму из народных денег выложили немалую – 83 млн. тенге!

Но после второй зимы сдержать недовольство было уже трудно. Народ снова замерзал, снова накопились огромные долги за электроэнергию. И вот когда электромонтеры приехали отключать самых – самых неплательщиков, у которых по 200-300 тысяч тенге долга, тут и рвануло. Собралась толпа в несколько сотен человек и пошла в город пешим маршем. Остановить толпу удалось только в районе бывшего понтонного моста. Происходило все это 22 мая этого года.

Видимо для того, чтобы успокоить людей, аким области Бердыбек Сапарбаев дал поручение перевести поселок на другой вид отопления. И отремонтировать халтурные карточные домики.

Как раз после этих событий и финансовая полиция вроде бы активизировалась. Был объявлен в розыск бывший начальник отдела экономики и бюджетного планирования Усть-Каменогорска Жанэт Нурлан. Оказалось, что подавляющее большинство домов в поселке строила его фирма «Бытстрой». Так вот, 298 коттеджей были построены некачественно, часть примененных строительных материалов требуют замены или ремонта. Сначала озвучивалась цифра в 500 млн. тенге ущерба. Затем, когда Жанэта Нурлана нашли, и даже в середине октября этапировали в Усть-Каменогорск, и водворили в СИЗО, сумма ущерба почему-то заметно снизилась – до 156 млн. тенге. Появился еще и подельник Нурлана, его родственник Нуржан Курманбеков.

Итак, после волнений в «Шыгысе» власти вроде бы сделали все, чтобы утихомирить людей. Пообещали, что будет другая система отопления, причем устами самого главы области. Признали, что построили халтуру. И даже виновного в этой халтуре нашли и посадили. Пока в СИЗО. Только, наверное, даже сами оралманы, еще не совсем понявшие нашу действительность, с трудом верят, что Жанэт Нурлан и его родственничек в одиночку ошкурили бюджетные деньги. Наверняка многие, очень многие поживились на этом строительстве. Да и сумма ущерба что-то очень смехотворная – всего – то миллион долларов. За такие деньги наши умельцы и мараться не будут. Может быть, доля самого Нурлана составляет миллион долларов?

Ну да ладно с ними, с миллионами. Пусть следователи и суд разбираются. А вот что делать обитателям поселка?

Вот и сказке конец

 

25 октября мы наведались в поселок «Шыгыс» вместе с секретарем городского маслихата Александром Абакумовым. И по его инициативе, кстати. Главе представительной власти города в поселке сразу доложили, что отключение должников от электричества продолжается. Отключают тех, у кого долг зашкалил за 300 тысяч. Но ни к чему это не приводит. Стоит монтерам уехать, как лихие умельцы подключаются самостоятельно.

Каких-то бурных ремонтных работ я лично не увидел. В поселке было тихо и пустынно. А как же с выполнением поручения акима о переводе домов на другой вид отопления? Поручение выполняется. Печку установили. Правда, всего… в одном доме! По улице Жас улан №8. Обладательницей вожделенного тепла стала Гульжан Салим. Женщине 32 года, она живет одна с детьми. Переехала из Китая еще 6 лет назад.

– Гульжан помог городской отдел социальной защиты, как малоимущей, – рассказывает пресс-секретарь акима города Лариса Поломошнова. – Все, кто подпадает под категорию малоимущих, могут претендовать на положенные по закону пособия и виды социальной помощи. Но пока мало кто из жителей поселка «Шыгыс» воспользовался такой возможностью.

– Укладка печи обошлась в 250 тысяч тенге, – поясняет Александр Абакумов. – Мы помогли Гульжан и установили ей печку, чтобы другие жители могли посмотреть, что решить вопрос тепла, обогреть свой собственный дом – это вполне реально. Конечно, это не значит, что печки будут бесплатно установлены всем. Помогли одинокой женщине. Но теперь в поселке есть образец, которому могут последовать все. Лучше побеспокоиться, собраться с силами, установить печь, чем сидеть в холоде и ждать, когда кто-то займется проблемой обогрева твоего дома.

Вот она – первая печка в поселке «Шыгыс», изображена на фото. Кстати, Александр Абакумов говорит, что еще несколько семей установили печки сами, по своей инициативе. Остальные ждут, когда печки им установит городская власть. Многие вообще не хотят такого способа отопления. Печку в доме Гульжан, как и положено, приняли в эксплуатацию пожарные. Правда, угля у женщины еще нет. В окрестностях поселка она собрала кустарник. Небольшая кучка веток лежит возле дома. Этого хватит на день-два, не больше. С углем власти вроде бы тоже обещают помочь. Да вот незадача – складывать его некуда. Вроде бы определили место под навесом у крыльца, но так хранить уголь не пойдет. Он просто отсыреет. Нужно еще строить какой-то сарай.

Худо – бедно, но Гульжан, похоже, все-таки будет зимовать в тепле. А остальные? Получается, что сказка для оралманов поселка «Шыгыс» заканчивается окончательно. Не получилось сказки совсем. Наступают суровые будни. Впрочем, такие же суровые будни и у других казахстанцев, у миллионов. Оралманы не стали какой-то избранной кастой. Конечно, не хорошо, и даже очень нехорошо, что власть посулила им златые горы и реки полные вина, и, по сути, бросила. Во многом именно в этих сладких посулах и кроется то иждивенческое настроение, которое наблюдается у оралманов. Перейти от сказки к жестокой реальности, превратиться из принцессы в Золушку – сложно.

Теперь уже совершенно ясно, что никто не будет строить в поселке котельную, или тянуть теплотрассу от котельной военного городка Ахмирово. Не будут и устанавливать за счет бюджета в домах печки. Этой зимой оралманам придется зимовать, как и в предыдущие две зимы. Посидят они в холоде, накопят новые огромные долги за электричество, и следующей весной часть разбежится, а часть начнет ставить печки. Оралманы стали такими же, как все. Наверное, это и правильно. Да и сама программа по переселению соотечественников сворачивается. Тут сыграли свою роль и печальные события в Жанаозене, и угроза религиозного экстремизма, да и с бюджетом в стране тяжеловато. Кризис надвигается. Или, он и не кончался? Наверное, был сделан и анализ качественного состава приезжающих. По большей части это представители малоквалифицированных специальностей. А таких и своих хватает.

Плохо, что никто не понесет наказания за принятие не только безграмотного, но и вредного управленческого решения по строительству поселка. Знал ли о тех безобразиях, которые творились при возведении поселка, аким области Бердыбек Сапарбаев? Все-таки, не баньку на даче строили, видимо, знал.

Стараниями Ислама Абишева городская власть получила головную боль на многие годы. А Ислам Алмаханович уже давно в Астане, и даже получил звание «Почетный гражданин г. Усть-Каменогорска»! Жанэта Нурлана и его родственничка, возможно, и посадят. Кого-то ведь нужно отдать на заклание. Но срок видимо дадут небольшой. А там и по УДО можно выйти за хорошее поведение.

Но жителям «Шыгыса» от этого не легче. Им-то что делать? Ответ на этот вопрос звучит очень просто: жить. Жить такой же жизнью, какой живут миллионы теперь уже их земляков. Да, их, по сути дела, обманули, кинули. Но разве не обманывают и не кидают каждый день других жителей нашей страны? Поэтому оралманам нужно понять, что такова наша реальность. И больше не верить сказкам, если в роли сказочника выступает власть.

Другие переселенцы

 

Александр Абакумов вместе с председателем «Совета самоуправления г. Усть – Каменогорска» Сериком Оразбайулы организовали для всех желающих оралманов поездку на другой конец города, в Новую Согру, в садовое товарищество «Титан». Чтобы показать им, как живут другие переселенцы – внутренние. Им никто не рассказывал сказки про молочные реки и кисельные берега. В середине 90-х годов прошлого века они двинулись из развалившихся колхозов и совхозов, из умирающих сел и аулов в город в поисках лучшей доли. Продавали все: дома, животных, технику. И всего этого им хватило, чтобы купить в областном центре за 2-3 тысячи долларов дачный домишко. Вот так начиналась их городская жизнь.

– Сейчас только в садовом товариществе «Титан» проживает более 500 семей переселенцев. Они занимают почти половину дачных домов, у нас всего более 1100 домов, – рассказывает председатель товарищества «Титан» Олег Иванов. – О переселенцах не могу сказать ничего плохого. Люди трудолюбивые, упорные, скромные. Молодежь довольно дисциплинированная, не развращена современными влияниями. Откликаются на все инициативы правления, выходят на субботники по уборке территории, сдают деньги на общие нужды товарищества, сами активно участвуют во всех делах и в работе правления. Многие аксакалы стали старшими улиц, и сами поддерживают на своих улицах порядок. Нет у переселенцев и долгов за электричество, по взносам в товарищество. Мы всегда идем навстречу, понимаем, что у многих нет постоянной работы. Злостных должников среди них нет. У меня гораздо больше забот с опустившимися жителями города, которые пропили свое жилье, и теперь обитают в дачных домиках. Вот здесь и пьянство, и криминал. А переселенцы заняты делом. Они строят дома на месте старых дачных домиков, благоустраивают и свое жилье, и садовый участок.

На другой стороне улицы, прямо напротив помещения правления расположен новый дом семьи Туруспековых. Манат с женой Меруерт и четырьмя детьми выходят на улицу и охотно рассказывают о своей жизни. Переехали они в мае 2012 года из Тарбагатайского района, села Акжар. Купили дачный домик, и вот за год рядом с ним уже построили новый, капитальный.

– Помогали все родственники, кто, чем мог, деньгами, стройматериалами, вместе строили. Стройматериалы очень дорогие. Родители остались в селе, они пенсионеры, им нельзя жить здесь, воздух загазованный, сами видите, живем здесь под трубами. Ну, а нам деваться некуда, нужно в городе обустраиваться. Вот дом почти закончили, три комнаты, осталось доделать крышу.

Старый домик, в котором Туруспековы перезимовали, еще стоит рядом с новым домом. Нынче зимовать будут в более комфортных условиях. Правда, уголь еще не покупали. Манат просит нас помочь найти уголь подешевле. Тяжеловато ему закупить топливо на всю зиму. Постоянной работы нет, перебивается случайными заработками, а жена сидит с детьми.

– Шабашкой занимаюсь, – улыбается Манат. – В основном, в качестве грузчика.

Рассказываем ему, что есть социальный уголь, чуть подешевле. Честно говоря, с трудом представляю, как можно жить семье с четырьмя детьми только на случайные заработки. Но какого-то отчаяния или уныния в глазах Туруспековых не видно. Да и дети, а старшей дочери уже почти 16 лет, опрятно одеты, охотно разговаривают…

Лейля Даулбаева – переселенец со стажем. Она перебралась в Усть-Каменогорск из Курчума 10 лет назад.

– Сначала купили двухкомнатный дом. Его перестроили, добавилось еще несколько комнат, построили баню, кухню, сарай для угля, – рассказывает Лейля.

Оралманов специально провели в этот дом, чтобы показать, как Даулбаевы устроили свое внутренне паровое отопление. В доме тепло, чисто, просторно. Садовый участок ухожен, во дворе порядок, который охраняет и верная дворняжка на цепи в теплой конуре.

– Узаконены ли дома, которые построили взамен дачных домиков переселенцы? – спрашиваю у Олега Иванова.

– 70% домов уже имеют все необходимые документы. Конечно, процесс этот долгий. И очень дорогостоящий. С деньгами у них трудно. Но все стараются узаконить жилье, чтобы жить в собственном доме на полных основаниях.

К приехавшим на экскурсию оралманам подошли жители дачного поселка. Но разговор идет с трудом. Похоже, эти два потока переселенцев – как два разных мира. У местных – непонимание и обида на государство.

– Почему им и жилье, и пособия? И за электричество государство за них заплатило. А мы что, хуже? Мы – то своими силами всего добиваемся.

С таким мнением трудно не согласиться. Сельским казахам пришлось труднее всего в годы шоковой терапии. Потеряв все в своих деревнях и аулах, в городе они оказались в положении социальных аутсайдеров. Грузчики на оптовках, кондукторы, в лучшем случае вахтеры, водители – вот их доля. А семьи многодетные. Повторюсь, что с трудом представляю, как они вообще умудряются выживать, и при этом не опуститься.

Мы покидаем садовое товарищество «Титан» и едем на улицу Юннатов, где проживает семья оралманов. По задумке Александра Абакумова, который знает всю Согру наизусть, и которого в Согре знает каждая бродячая собака (сколько лет проработал здесь председателем комитета местного самоуправления!), эту семью тоже нужно обязательно показать оралманам в качестве положительного примера.

Сразу видно, что семейство трудится, не покладая рук. У забора – грузовик ЗИЛ, вскопанный огород, виднеется еще неубранная кукуруза. Дома только Рыстай апа, остальные работают, дети в школе. Переехали они из Китая, Чугучакского аймака, у Рыстай апа – 2 сына, 2 снохи, 4 внука.Один сын живет отдельно. Купили вот этот дом в Согре, сделали пристройку. Дом пока еще явно не доведен до окончательного вида. Рыстай апа поясняет, что денег на полный ремонт и реконструкцию не хватает. Семья получила уже третий микрокредит. Сначала 150 тыс. тенге, потом 200 тыс., а теперь уже 5 миллионов. Бизнес – план на получение микрокредита писал младший сын. На эти деньги купили грузовик, 10 коров. Одна сноха продает молоко на рынке в Согре, другая сноха работает в швейном ателье. Сыновья в основном занимаются домашним хозяйством, во многом за счет него и живут. Кредит погашают по 30 тыс. тенге ежемесячно.

Пример упорного труда, да еще и с использованием кредита, не очень вдохновил оралманов. Мужики сразу отошли в сторону, а некоторые вообще вернулись в автобус, женщины еще расспрашивали Рыстай апа.

Завершилась экскурсия в комитете местного самоуправления №5. Там оралманов продолжали убеждать в необходимости трудиться и не ждать манны небесной Александр Абакумов и Серик Оразбайулы. Нашли их страстные речи отклик в душах и мозгах оралманов, или они остались равнодушны – покажет только время. Возвращались в свой поселок оралманы без особого воодушевления.

Чтоб сказка стала былью!

 

Честно говоря, с тяжелым чувством возвращался из этой поездки и я. Конечно, я восхищаюсь своими земляками, которые выжили в этих тяжелейших условиях, перебрались в город, зацепились здесь, построили дом. Нашли выход из положения. Не погибли, не подняли перед судьбой руки вверх. Как впрочем, и весь наш народ, все население бывшего Союза. Наверное, ни один народ в мире не выдержал бы таких испытаний. Попробуй, проживи без зарплаты, без крыши над головой!

Грустно мне было по другой причине. В домашней библиотеке у меня хранятся пошивки журнала «Техника – молодежи» 60-х годов прошлого века. В этих журналах было много публикаций и рисунков на тему: «Каким будет XXI век». Это время казалось таким далеким! Ученые, публицисты, писатели размышляли о прекрасном будущем. И приходили к выводу, что в XXI веке мы будем жить в гораздо более совершенном обществе, где человек будет освобожден от рутинного труда, прежде всего – тяжелого физического труда, где отношения между людьми будут гармоничными. Освободившееся время человек направит на свое совершенствование, на раскрытие всех своих возможностей, всего творческого потенциала, во многом скрытого. Только так человечество сможет решить глобальные проблемы, победить неизлечимые пока болезни (например, рак), продлить молодость и отодвинуть старение. И мы, тогда еще дети, верили, что так и будет, что человечество совершит рывок в своем развитии, рывок вперед.

И Александр Абакумов, будучи комсомольским секретарем высокого ранга, тоже говорил об этом прекрасном будущем. И я, работая в школе старшим пионерским вожатым, а потом учителем, тоже передавал детям эту мысль.

Наступил этот самый XXI век. И что же? Сегодня, во втором десятилетии этого века, мы, как о великом достижении, говорим об установке обычной печки в доме! Простой печки! Мы чуть ли не восхищаемся тем, что люди на месте дачных мазанок своими силами возводят домишки с уборной на улице! Без водопровода, горячей воды! Люди годами копаются, барахтаются, чтобы только выжить. Где уж тут до самосовершенствования! А может быть, среди обитателей этих дачных домиков ходит современный Менделеев или Курмангазы? Или академик Сатпаев? Или космический конструктор Королев? Но как это узнать, как раскрыть дремлющие способности человека, если он годами решает самую примитивную проблему – как обогреть свое жилище, проблему, которую миллионы лет назад решали еще первобытные люди? Возникает вопрос – разве ради этого почти 100 лет назад была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция? Разве ради такого вот выживания пролита кровь миллионов в Великой Отечественной войне?

Так что – выходит, что и наша сказка, которую нам рассказывали еще в детстве, тоже закончилась? Нет. Человек должен мечтать, видеть будущее, приближать это будущее. И сам писать сказку, в реальном времени. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!» – такие слова есть в популярной советской песне. И это совершенно правильные слова. Сказка может стать былью, нужно только этого очень захотеть.

Денис Данилевский

Источник http://flashpress.kz



Видеоновости

Погода