Язык

Вход в систему

Включите javascript для входа через mail.ru

СО СЛОВ СОСЕДЕЙ.



В редакцию газеты "Flash" обращаются читатели, возмущенные тем, что с мая 2013г. к ним стали приходить счета-извещения, в которых указано большее число потребителей, чем зарегистрировано в квартире. Работники абонентского отдела поясняют это тем, что контролеры записали число проживающих «со слов соседей». При этом они советуют подавать на соседей иск за «предоставление ложной информации».

Мы обратились в ГКП «Оскемен Водоканал» со следующими вопросами:

1. Какими юридическими нормами руководствуются работники «Оскемен Водоканал», увеличивая для расчета число потребителей лишь «со слов соседей»?

2. Как оформляют показания соседей контролеры? Это делается письменно, с подписью лица, дающего показания, или только на основании устных показаний?

3. Сколько квартир было охвачено таким способом выявления числа потребителей? Сколько было записано дополнительных потребителей лишь «со слов соседей»?

4. Сколько потребителей обратилось с заявлением о перерасчете в связи с таким незаконным дополнительным начислением? Скольким из них был сделан перерасчет? Были ли случаи отказа в перерасчете?

5. Кто конкретно отдал приказ о такой форме работы, как выявление числа потребителей «со слов соседей»? Согласовано ли это распоряжение с юридической службой? Если такое распоряжение отдавалось, намерены ли Вы его отменить? Если не отдавалось, то, что означают такие методы работы – самодеятельность? В таком случае – будут ли наказаны виновные?

Вот что ответил редакции директор ГКП «Оскемен Водоканал» Ержан Аубакиров:

«Предприятием действительно проводятся массовые проверки численности проживающих жильцов в квартирах, не имеющих индивидуальных приборов учета воды, и начисления абонентской платы производятся по выявленному фактически проживающему количеству людей в жилом помещении. Данные мероприятия направлены, прежде всего, на сокращение потерь и неучтенных расходов питьевой воды. Граждане города должны понимать, что скрывая численность фактически проживающих и потребляя предоставляемые услуги воды, тепла и энергии, они занимаются воровством коммунальных услуг, нарушая законодательство Республики Казахстан.

Учитывая обстоятельства, при которых большинство потребителей, не имеющих индивидуальные приборы учета, скрывают фактическое количество проживающих жильцов, количество жильцов, в основном, уточняется при опросе соседей. В данном случае свидетельские показания соседей или представителей КСК в соответствии со ст. 79 ГПК РК могут служить основанием для перерасчета абонентской платы по выявленному количеству жильцов, пользующихся услугами предприятия.

Фактическая численность проживающих в квартире выявляется при поквартирном обходе дома, путем опроса жителей подъезда, старших по дому или подъезду. Если во время проверки контролером абонентского отдела по показаниям соседей или КСК будет выявлено, что количество прописанных не соответствует количеству проживающих, то работником предприятия составляется Акт о количестве проживающих жильцов, который служит основанием для перерасчета абонентской платы. При этом акт должен быть подписан не менее двумя соседями или представителями КСК, а доначисление производится со дня составления акта контролером предприятия. Мера ответственности контролера предприятия при необъективном составлении Акта по количественному составу жильцов в квартире определяется его должностной инструкцией.

При несогласии с актом или показаниями соседей каждый потребитель вправе обратиться на предприятие за разъяснениями, либо в суд, который должен установить правомерность такого акта или таких показаний.

В связи с отменой Книг регистрации граждан стало невозможно установить фактическое количество проживающих жильцов, особенно при смене квартиросъемщиков. Городские отделы по миграции и ЦОН не выдают такой информации для поставщиков коммунальных услуг.

В соответствии с государственной программой по энергосбережению и Планом мероприятий по реализации Программы «Ак Булак», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан №570 от 24 мая 2011 года пунктом 23 предусматривается обеспечение 100% охвата общедомовыми и индивидуальными приборами учета питьевой воды в городах. В целях выполнения программы по охвату населения приборным учетом и выполнения мероприятий по снижению потерь и утечек, предприятие по заданию заместителя Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий обследовало квартиры с численностью 1 и 2 человека. Квартир в базе данных с численностью 1 человек зарегистрировано 33 582 квартиры. С численностью 2 человека – 14 818 квартир.

С 23.02.2013 г. ГКП «Оскемен Водоканал» начал работу по выявлению незарегистрированных потребителей в г.Усть-Каменогорске в квартирах с численностью проживающих 1 человек. Еженедельно в АРЕМ РК направлялась информация о выявленных потребителях. За 6 месяцев текущего года пройдено 26 516 квартир с численностью 1 человек (79%), выявлено 9306 незарегистрированных человек в базе данных предприятия, но пользующихся услугами водоснабжения и канализацией, при этом, не оплачивая предоставленные услуги.

По 345 квартирам за указанный период численность уточнена на основании подтверждающих документов, предоставленных в абонентный отдел предприятия, произведены перерасчеты по выставленным счетам. По всем остальным начисление оставлено без изменений. Каждое заявление рассматривалось индивидуально, по всем «несогласным» с дополнительным начислением были проведены повторные проверки.

Подобные заявления потребителей можно было избежать, если бы каждый из них не только требовал создания условий для исполнения своих прав, но исполнял бы надлежащим образом обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со ст. 11 действующего Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» каждый потребитель услуг субъекта естественных монополий, каковым является предприятие, обязан иметь приборы учета регулируемых услуг и оплачивать их приобретение и установку.

Утвержденные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для населения с 01.06.2013 г. на среднесрочный период (2 года) соответственно 25,18 тенге за 1 м3 питьевой воды и 21,84 тенге за 1 м3 канализации, в целом плата за услуги водоснабжения в месяц составляет 191,45 тенге, за услуги канализации 235,83 тенге. Естественно плата за 2 услуги в размере 427,28 тенге не мотивирует население к установке приборов учета. В рамках плана мероприятий по сокращению потерь объемов реализованной питьевой воды и доходов, предприятие постоянно проводит работу по выявлению потребителей, пользующихся услугами, но не желающих оплачивать их в установленном порядке».

Мы попросили дать свой комментарий по этому поводу редактора Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексея Божкова:

– Это далеко не первый случай жалоб на действия «Оскемен Водоканала». По этому поводу писали и другие средства массовой информации. Однако «Оскемен Водоканал», видимо, останавливаться не собирается. Каким нормативным актом они руководствуются? Если нормой статьи 79 Гражданского процессуального Кодекса «Свидетельские показания», то эта статья применима только в ходе судебного процесса, так как статья 1 данного Кодекса гласит: «Гражданское процессуальное законодательство Республики Казахстан регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другими законами». А может быть нормой статьи 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»? Но, ведь, хотя опрос лиц (сбор фактической информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, со слов опрашиваемого лица, которое располагает или может располагать ею) и отнесен к общим оперативно-розыскным мероприятиям статьей 11 Закона, это не значит, что права сбора информации отнесено ко всем. Закон «Об ОРД» позволяет это делать только перечисленным в нем органам и только в соответствии с целями и задачами, оговоренным Законом.

В то же время, потребители находятся с «Водоканалом» в гражданско-правовых отношениях. И отношения эти подразумевают: если коммунальщиков что-то не устраивает со стороны потребителя – они вправе обратиться в суд. Не устраивает их, что у людей нет приборов учета – пусть обращаются в суд, на основании Правил предоставления коммунальных услуг. Аналогичны действия и потребителя. Причем у потребителей, в данном случае, гораздо больше возможностей для «маневра», чем у коммунальщиков. Потребителя защищают нормы статей 18 и 21 Конституции Республики Казахстан. Согласно им, «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства» и «Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом». То есть, гость вправе находиться в гостях у владельца, и при этом он не имеет статуса жильца, пока не пропишется в жилище. И сообщение соседей о том, что в квартире находится 10 человек, вместо 4, еще не значит, что остальные 6 там проживают.

Вообще, вся эта история попахивает «институтом доносчиков», когда вредный сосед имеет возможность поиграть на нервах неугодного. И делается это с подачи, получается, «Оскемен Водоканала»? Такое терпеть тоже нельзя: если пришел счет с неверными данными, потребителю лучше обратиться в суд с иском о признании действий незаконными и перерасчете. Но, в суде надо будет доказывать свою позицию, поэтому готовиться нужно тщательно. Кстати, у жильцов, передающих сведения о соседях, есть реальный шанс стать соответчиком.

А в ноябре 2013 года вступает в силу Закон «О персональных данных и их защите». В нем оговорены условия для сбора персональных данных, и кто вправе вести этот сбор. Если « Оскемен Водоканал» будет продолжать сбор сведений через соседей и после этого, разговор с ними пойдет совсем в другом русле.

Источник http://flashpress.kz



Видеоновости

Погода